Структура и органы управления

СТРУКТУРА КАФЕДРЫ РУССКОГО И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ

Ашкинова Л.П, к.п.н. – зав.кафедрой,
Джахнаева Д.В. – старший преподаватель кафедры
Кегельтиева Б.Ч. – старший преподаватель кафедры

Кафедра русского и иностранных языков, литературы является предметной и основная ее деятельность направлена на работу со специалистами в области преподавания русского языка и литературы, иностранных языков.

План кафедры разработан с учётом Государственной программы «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 г.», ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации", Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС общего образования.

В соответствии с указанными документами очевидна необходимость создания условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма руководящих и педагогических работников системы образования в связи с введением стандартов нового поколения.

Цель работы кафедры:

Формирование и развитие новых компетенций педагогических кадров, необходимых для достижения инновационного качества образования.

Задачи:

  1. Изучение нормативно-правовой базы и научно-методическое сопровождение ФГОС нового поколения.
  2. Внедрение образовательных технологий и их научно—методическое сопровождение в процессе курсовой подготовки педкадров.
  3. Развитие новых компетенций, необходимых для повышения профессионального уровня педагогических кадров.
  4. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности стажировочных и пилотных площадок.
  5. Обобщение (диссеминация) передового педагогического опыта учителей фил. и общ. дисциплин РК.

Основные направления деятельности кафедры:

Образовательная. Повышение квалификации учителей русского языка и литературы , иностранного языков, руководителей школьных, городских и районных методических объединений и советов русского языка и литературы, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики в условиях модернизации российского образования.

Методическая. Обеспечение учителей русского языка и литературы, иностранного языков, руководителей школьных, городских и районных методических объединений и советов русского языка и литературы, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики методической помощью по вопросам их профессиональной педагогической деятельности.

Информационная, консультативная. Обеспечение учителей русского языка и литературы, английского языка, руководителей школьных, городских и районных методических объединений и советов русского языка и литературы, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики актуальной информацией, консультативной помощью по вопросам методики преподавания русского языка и литературы.

Исследовательская. Проведение научно-исследовательской работы по проблемам преподавания русского языка и литературы, иностранного языка внедрения инновационных педагогических технологий.

Экспертная. Экспертиза рабочих и авторских учебных программ и других учебно-методических разработок в области преподавания русского языка и литературы, английского и немецкого языков. Работа в экспертных группах республиканских конкурсов по заявке МОН и К РК.

Организационно-методическая. Проведение республиканских научно-методических и научно-практических семинаров и конференций по проблемам преподавания русского языка и литературы, иностранного языка, участие в комиссиях по аттестации учителей русского языка и литературы, а также комплексных проверках общеобразовательных учреждений республики по приказу МОН и К РК.

Кафедра осуществляет повышение квалификации учителей русского языка и литературы, иностранного языка руководителей школьных, городских и районных методических объединений и советов русского языка и литературы, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики через организацию и проведение плановых, проблемных курсов, семинаров, деловых игр, круглых столов, консультаций. Содержание традиционных курсов повышения квалификации адаптируется к образовательным потребностям учителей русского языка и литературы, изменяющимся социально-экономическим условиям и задачам концепции модернизации российского образования.

Основными задачами кафедры русского и иностранных языков, литературы являются:

  1. разработка учебных, учебно-тематических планов и программ курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы, иностранного языка, руководителей школьных, городских и районных методических объединений и советов русского языка и литературы, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием республики;
  2. обеспечение высокого научного и методического уровня учебных занятий со слушателями, их результативности, индивидуализации и активизации учебного процесса;
  3. проведение научно-исследовательской работы по проблемам непрерывного повышения квалификации учителей русского языка и литературы, иностранного языка, руководителей школьных, городских и районных методических объединений и советов русского языка и литературы, тьюторов и специалистов муниципальных органов управления образованием;
  4. проведение экспериментальной практической работы по проблемам непрерывного повышения квалификации учителей русского языка и литературы, иностранных языков.
  5. изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей и школ республики в области преподавания русского языка и литературы, иностранных языков.
  6. разработка и издание научно-методического обеспечения образовательного процесса по актуальным проблемам и приоритетным направлениям развития образования в области преподавания русского языка и литературы и государственной языковой политики, иностранного языка.
  7. оказание научно-методической помощи ОО республики и органам управления образованием по проблемам преподавания русского языка и литературы, иностранного языка.

Кафедра проводит курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, английского и немецкого языков республики по следующим темам:

  1. «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования»
  2. «Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы (основного общего образования) по предметам русский язык и литература»
  3. «Урок литературы в условиях введения ФГОС ООО».
  4. «ФГОС: Современные технологии раннего обучения иностранному языку в начальной школе».
  5. «Современные подходы к обучению иностранным языкам в условиях введения ФГОС общего образования»

Историческая справка о кафедре русского и иностранных языков, литературы

photo

В 1939 году постановлением Совета народных комиссаров Калмыцкой АССР в Элисте был создан Институт усовершенствования учителей (ИУУ). Его возглавил известный в республике педагог Зула Бембеевич Кендышев. Перед сотрудниками института в то время стояла задача: распространить передовой опыт учителей, «образцовых» школ. Для этого ИУУ регулярно проводил курсы по обмену опытом и открывал стационарные выставки, рассказывающие о лучших школах. Так трудились первые методисты. Их имена золотыми буквами вписаны в историю одного из старейших учреждений республики.

С декабря 1957 года по август 1960 года кабинетом русского языка и литературы руководил И.Шанторович. С декабря 1957 года по август 1958 года кабинетом русского языка была проделана большая работа. Были организованы и проведены курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы 5-7 классов. Кабинетом русского языка и литературы разработано и разослано по районам методическое письмо «Внедрение единого речевого и орфографического режима в школах области». Кроме того, в помощь преподавателям литературы 8-10 классов разработан доклад на тему «Творчество советского писателя Константина Симонова. Преподаватель Манаевский подготовил методические разработки « Изучение причастий и причастных оборотов в семилетней и средней школе».

С 1959 года по 1960 год кабинет русского языка и литературы разработал для школ методические указания по теме «Повышение самостоятельности и творческой активности в процессе преподавания русского языка и литературы». Большое внимание уделялось анализу письменных работ учащихся, творческих сочинений, были посещены уроки словесников 5-7 классов. В этот учебный год И.Шанторовичем был Каспийского и Сарпинского районов.

С 1961 по 1963 год в кабинете русского языка и литературы заведующей работала Бакбушева Н.У., методистом-Павлова Л.И. В марте 1961 года был проведен семинар учителей г.Элисты и Черноземельского района по вопросам самообразования учителей. С мая по июнь Бакбушева Н.У. была в командировке в Городовиковском районе. За это время ею были проверены экзаменационные сочинения и изложения Кировской СОШ. Для популяризации передового опыта кабинетом организована радиопередача «По страницам Альбома», а в августе по радио был прочтен доклад Сухариновой «Виды самостоятельной работы учащихся».

Помимо кусов повышения квалификации, методисты уделяли большое внимание посещению и анализу уроков учителей республики. Так, среди архивных материалов мы встретили докладные данных методистов на открытые уроки, которые дали Сухаринова Л.И., Цакирова М.Н., Подлужная Н.В, Засимович Т.М. Уже в те годы учителя использовали технические средства обучения, «применяли связные тексты, воспитывающие и насыщенные орфограммами». С 24 ноября по 30 ноября 1963 года методистами кабинета русского языка и литературы были посещены уроки учителей Садовской школы. Перед учителями выступили Бакбушева Н.У, и Павлова Л.И. на темы «Применение связных текстов на уроках русского языка», « Использование технических средств на уроках русского языка и литературы. «ИУУ передал в Районо разработки уроков по сложноподчиненным предложениям из опыта липецких учителей, 2 методических письма ( по использованию технических средств на уроке, применению связных текстов), тематические планы по русскому языку учительницы школы №8 г.Элисты Н.В.Подлужной».

В 1963-1964 г.г. ( зав. кабинетом Бакбушева Н.У.) «основными задачами является углубленное изучение материалов июньского Пленума ЦК КПСС, организация успешной работы по новым планам и программам, борьба за лучшее качество знаний учащихся».

В 1963-1964 г.г. в рамках подготовки к научно-практической конференции были подготовлены доклады по следующим темам: «Дифференцированный метод обучения на уроках русского языка (Подлужная Н.В.). «Использование связных текстов на уроках русского языка» (Номинханова Д.М.). были проведены однодневные семинары, на которых обсуждены следующие актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы. Серьезное внимание кабинет уделял малокомплектным школам. В этом году были организованы выезды в школы Черноземельского района и оказана помощь в работе методкабинета Целинного района. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта были проведены выездные семинары в Каспийский, Целинный и Юстинский районы.

С 1975 года в заведующей кабинета русского языка и литературы работала Конкаева Надежда Манджиевна, в кабинете русского языка и литературы работала яркий представитель методической школы Модункаева Л.М. С 1984 года заведующим кафедрой работал Монраев М.У. профессор, доктор филологических наук , Заслуженный деятель науки РК. На кафедре русского языка и литературы работали Полякова А.Л, Кульгина М.К., Бальчинова З.С.

В настоящее время Монраев М.У. работает на факультете калмыцкой филологии Калмыцкого государственного университета. С 1992 года заведующей кафедрой русского языка и литературы работает Басангова О.О. Заслуженный учитель РК, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка , заведующая кафедрой (1992 -1994) Научно – педагогический стаж – 42 года. Научные исследования: «Сопоставительное изучение русского и калмыцкого языков ( на основе структурного анализа двух языков)», «Национальное содержание в обучении русскому языку», «Коммуникативная направленность обучения языку», «Укрупнение дидактических единиц в школьном курсе русского языка ( на основе системы УДЕ профессора, академика РАН П.М. Эрдниева)». Экспериментальная работа проводилась в СШ№1,3,4,8. С 1994 года по 1998 год заведующей кафедрой работала Аюшова Ц.Н. Наиболее ярким представителем кафедры русского языка и литературы была Абушаева Лидия Борисовна, закончившая филологический факультет МГУ. Об этом человеке хотелось бы сказать подробнее. Абушаева Л.Б. закончила среднюю школу в совхозе «Западный». В 1970 году она поступила в МГУ имени М.В.Ломоносова. на филологический факультет. После окончания работала ассистентом кафедры русского языка КГУ. Затем аспирантура Ленинградского университета, работала в секторе языкознания Калмыцкого НИИЯЛИ. С 1985 года старший преподаватель кафедры русского языка и литературы республиканского ИУУ. С 1996 года – старший научный сотрудник лаборатории русского языка и литературы РИПКРО Многогранный талант Лидии Борисовны раскрылся в период работы над учебниками для национальной школы. В соавторстве с учителями ею напи- саны такие учебники, как «Родное слово» ( 1995г), « В мире литературы» ( 1997г), «Фразеологический словарик». Ученый острого и проницательного ума, исследователь в области грамматики русского языка, незаменимый лектор по стилистике и культуре речи.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo