Главная

6 апреля в г. Элисте на базе Калмыцкого РИПКРО состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Лучшие практики эффективного использования результатов процедур оценки качества образования». Конференция прошла в рамках реализации в Республике Калмыкия мероприятия 5.1. ФЦПРО на 2016-2020 год «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества».

В работе конференции приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы качества образования, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, методисты, учителя начальных классов, учителя предметных областей «филология», «общественные науки», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественнонаучные предметы», преподаватели КРИПКРО. Всего – более 80 человек.

В рамках пленарного заседания перед участниками конференции выступили министр образования и науки Республики Калмыкия Манцаев Н.Г., заведующий сектором контроля качества образования Минобрнауки РК Эрдниев А.Б., ректор Калмыцкого РИПКРО Мунчинова Л.Д.

В своем выступлении министр образования и науки РК Манцаев Н.Г. поднял тему важности процедур оценки качества образования для региональной системы образования. В частности, им были раскрыты особенности развития региональной системы управления качеством образования: взаимосвязь количества учителей высшей категории, заслуженных учителей, почетных работников образования и т.д. с качеством образования, результативность внешних оценок ВПР, НИКО, ОГЭ и ЕГЭ как индикаторов развития качества образования, увеличение количества призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и других всероссийских олимпиад, прирост учащихся из других регионов как показатель внешней оценки привлекательности региональной системы образования и т.д. Николай Гаряевич рассказал о своем участии в совещании министров региональных систем образования, которое прошло 29 марта в Санкт-Петербурге. Одним из важных вопросов, рассмотренных в ходе совещания, была оценка управленческим инструментарием региональных систем оценки качества образования (РСОКО). Участников интересовал вопрос: как должна работать РСОКО? Отвечая на этот вопрос, Николай Гаряевич сказал: «В первом приближении эта система должна предполагать следующее: любая оценка качества образования должна работать на повышение качества образования, а не на развешивание лейблов «ты – хороший», «ты – плохой». Вот мы провели внешний контроль знаний (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), получили некую оценку, получили определенные результаты обучения. Что с этим результатом мы должны делать? Самое главное, мы должны эти результаты обучения проанализировать на трех основных уровнях: внутри образовательной организации, внутри муниципалитета и на региональном уровне. Что мы должны сделать с результатом проведенного анализа? Мы должны принять управленческие решения. И эти решения должны быть опять 3-х уровней: образовательной организации, муниципального уровня и регионального уровня. Эти управленческие решения – это так называемые решения по корректировке действий, по корректировке системы». По словам Николая Гаряевича, чтобы РСОКО стала эффективней, необходимы определенные методики проведения анализа, выводов. Министр акцентировал внимание участников конференции на особенности оценивания результатов ВПР, НИКО, ОГЭ и ЕГЭ, на связь системы оценки эффективности руководителя образовательной организации с системой учительского роста, на принцип работы со школами с низким образовательным результатом и т.д. Региональная система оценки качества образования, по словам министра, работает в рамках треугольника: те, которые обеспечивают мониторинг качества образования, вторые, которые анализируют результаты, и третьи, которые принимают решения. Этот треугольник взаимосвязан и всегда «крутится»: «Вот я, например, министр, на региональном уровне принял решение, я это решение передаю сюда, они мониторят ситуацию, говорят об уровне знаний и необходимости каких-то действий, эти анализируют и предлагают нам действия, что необходимо сделать на уровне, и система опять крутится». Так, например, определяется взаимосвязь результатов ЕГЭ с развитием системы качества образования в целом, объективность ее оценки. Министром также затронул вопрос о содержании образования, которое нельзя проверить через оценочную процедуру. А это тема гуманитаризации образования, которая имеет очень серьезный смысл: «Учитель должен четко понимать, что содержание образования и отношение его к своей работе должны основываться на воспитательном аспекте. Мы в результате должны развивать хорошего человека. Основные человеческие ценности должны быть во главе угла при решении любых задач, при принятии любых решений. Инновационные гуманитарные образовательные организации нам нужны для того, чтобы формировать морально-этические нормы общества». Система оценки качества образования должна работать не только на результат предметных знаний детей, она должна работать на развитие их способностей. В завершении своего выступления Николай Гаряевич сказал: «Такие конференции, как сегодняшняя, нужны. Они позволяют обсуждать важные проблемы в развитии региональной системы образования, в частности по вопросам развития региональной системы управления качеством образования. То, что мы сейчас делаем – это лишь начало пути, по которому мы должны идти вместе. Вы, учителя, вырабатывая на практике свои подходы в оценке качества образования, помогаете нам создать систему управления качеством образования, которая была бы эффективна в образовании в целом».

Выступление Эрдниев А.Б., заведующего сектором контроля качества образования Минобрнауки РК, было посвящено вопросам совершенствования региональной системы оценки качества образования, как условия эффективного развития системы общего образования. Им была отмечена актуальность совершенствования системы оценки качества образования не только для региональной системы, но и для единой федеральной системы общего образования в целом. Причиной несформированности федеральной системы оценки качества образования, по словам Эрдниева, является отсутствие единого процессуального документа. В этих условиях федеральный центр разрешил регионам самим вырабатывать модель оценки качества образования, что привело к «пестроте» подходов в решении этой проблемы. В своем выступлении Эрдниев дал общую характеристику существующей в стране системе оценки качества образования, процедурам независимой оценки результатов ЕГЭ и ОГЭ, отметил недостатки системы оценки качества образования в сравнении с центральными и региональными условиями и подходами. Эрдниев отметил, что для создания единой системы оценки качества образования необходимо, в первую очередь, создать равные финансовые условия для всех регионов страны. Для эффективного развития системы общего образования РК в декабре 2012 года были приняты положение и концепция по развитию региональной системы оценки качества образования. Эти документы были приняты до выхода нового федерального закона об образовании, поэтому на сегодняшний день требуется их пересмотр. По словам Арслана Батыровича, новая модель единой региональной системы оценки качества образования будет представлена на ближайшей коллегии Министерства образования и науки РК. Работа модели будет строиться в рамках цикла: первое – диагностика по КИМам, второе – их анализ, третье – организация методической помощи, четвертое – принятие управленческих решений. Процедуру оценки качества образования Арслан Батырович показал на примере мониторинга объективности ВПР: «Мониторинг проводится на основании письма Рособрнадзора со списком 20-ти школ, в которых выявлены подозрения на необъективность. К примеру, необъективность ВПР-4, необъективность ВПР-5, завышенное количество медалистов и результатов ОГЭ. По этим четырем показателям Рособрнадзор требует проверки этих школ в рамках федерального мониторинга качества образования. Я, как заведующий сектором, выезжаю на проверки в школы, где проверяю, соответствует ли содержание качества подготовки федеральному госстандарту, т.е. созданы ли в школе условия для реализации программы, разработаны ли эффективные образовательные программы, добиваются ли своих образовательных результатов – вот три цели требований в соответствии с ФГОС». На данный момент, по словам Эрдниева, в МОиН РК разрабатывается рейтинг образовательных организаций республики: «Мы это будем делать через региональную систему оценки качества образования. К примеру, у нас есть данные по ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО, олимпиадам, данные по учителям (категория, уровень образования и т.д.) – они будут учитываться в рейтинговании школ. Вот у нас, допустим, 159 школ, мы составим рейтинг, соответственно у нас будет топ «десять лучших школ» и конечно топ школ, которые внизу, – аутсайдеры. Вот с этими аутсайдерами мы будем работать соответственно». Эрдниев подчеркнул важность целенаправленной подготовки специалистов по качеству образования для системы регионального образования, которые должны уметь в своей работе использовать методы вычислительной математики, теорию вероятности, методы статистики и т.д. В условиях перехода системы образования на проектное управление в региональной системе образования, по словам Эрдниева, могут возникнуть трудности, связанные с малокомплектностью сельских школ (их около 70%). «В переходе на проектное управление определены три основных направления: первое – это он-лайн образование, второе – это качество образования, третье – доступность образования. Мы должны понимать, что в условиях малокомплектности наших сельских школ о качестве образования говорить нельзя. Решение здесь – доступность, второе – он-лайн образование. Сейчас отсутствие квалифицированного кадра не является нарушением. Вы имеете право использовать дистанционные образовательные технологии». Свое выступление Эрдниев завершил следующими словами: «Процедура оценки качества зависит от эффективности работы учителя. Значит, во главу угла мы должны ставить работу учителя, его компетентность, профессиональную подготовку и т.д. В России идет процесс создания единой региональной оценки качества образования. В данный момент Минобром РК разрабатывается проект «дорожной» карты по развитию системы оценки качества, созданию единого образовательного пространства. Целью проекта является становление сбалансированной системы процедур оценки, разработка механизмов, инструментов для оценки образовательных результатов, учета влияния различных факторов. Наша школа должна стать объективной, успешной, эффективной и доступной для всех обучающихся в условиях приоритетных направлений развития образования Российской Федерации».

Выступление Мунчиновой Л.Д., ректора Калмыцкого РИПКРО, было посвящено вопросам качества образования в аспекте национальной системы учительского роста. Опираясь на предыдущие доклады, Лилия Демьяновна начала свое выступление с анализа ситуации в российском образовательном пространстве. В частности, она обратила внимание участников конференции на переакцентуацию целей образования с требований к содержанию образования на само содержание образования, на охват в содержании учебника не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся, на выработку стратегий качества образования и т.д. Измененная ситуация привела к необходимости формирования новых профессиональных компетенций педагогов, пересмотру системы аттестации в сторону оценки компетенций. В этом процессе Лилия Демьяновна отметила важную роль системы повышения квалификации учителей. «Мы славим тех педагогов, которые имеют знания, умения и навыки и добиваются того, чтобы ученики их присваивали. А что значит «присваивали»? Это значит, ученик включил эти знания в свой личностный ресурс, который он использует, применяет. Точно такая же задача и у системы повышения квалификации, методической работы завучей на местах – все инновационные методики и подходы превратить в личностный ресурс педагога, чтобы он их применял, умел адаптировать применительно к своему классу». Лилия Демьяновна озвучила также и задачу, поставленную перед институтами повышения квалификации, методическими кабинетами, методическими объединениями в школах в использовании оценочных процедур качества образования, чтобы ситуация в школе менялась кардинально. В адресной работе с педагогами и, особенно, со школами с низкими образовательными результатами важно применять, по словам Лилии Демьяновны, «рычаг Архимеда» как механизм учета положительных результатов и стимула для дальнейшего их развития. «В настоящий момент Минобром России создается Национальная система учительского роста (НСУР). Это не инструмент наказания, не инструмент разрушения, администрирования, а инструмент анализа деятельности, эффективной организации образовательного процесса. И здесь задача состоит в том, чтобы превратить все оценочные процедуры тоже в рычаг воздействия на систему. В связи с НСУР в институте будут разрабатываться образовательные программы, модули к которым позволят на основе диагностики результатов оценочных процедур организовывать адресную, персонифицированную модель повышения квалификации». По словам Лилии Демьяновны, лучше всего идейное содержание Национальной системы учительского роста выражается словами одного из героев книги «Иду на грозу» Даниила Гранина: «Каждый человек имеет свое предназначение, но он может быть больше того, что он есть сейчас». Раскрывая смысл приведенного сравнения, Лилия Демьяновна сказала: «Это касается каждого. Иными словами, все мы должны расти. Все мы должны возвышаться над собою вчерашними. То, чем я был вчера, это уже кануло. Сегодня я должен чем-то прирасти. Это и есть идея профессионального роста педагога». По словам министра Васильевой, уже к концу текущего года будут готовы новые технологии объективной оценки квалификации учителей. Лилия Демьяновна в своем выступлении раскрыла взаимосвязь аттестации педагогов с результатами ЕГЭ и умением самого учителя решать задания ЕГЭ, результатами Всероссийской олимпиады школьников и других, значимых для системы образования олимпиад и конкурсов и т.д. В завершении своего выступления Лилия Демьяновна подняла вопрос об отсутствии методических кабинетов на местах и необходимости развития института наставничества в образовательных организациях: «На совещании в Калиниграде Синюгина доложила, что 30% российских учителей заявили о своих профессиональных дефицитах. Институты, действуйте! А у нас получается так: на курсах педагога обучили, он уехал и все. Муниципалитет не поддержал, школа не проявила интереса к обучению педагога. И эти курсы – пшик! Отчего это? А у нас сокращены методические кабинеты. В республике слово «методист» вообще исчезло из лексикона. Методистов нет, как динозавры вымерли. А это очень плохо. Муниципальные отделы образования – они как управленцы, вроде бы. А кто с учителями возиться должен после курсов? Методисты. В школе кто? Наставники, завучи. С молодыми педагогами должен работать наставник: они должны вместе выходить на открытый урок, показывать его. Молодой педагог должен чувствовать профессиональное плечо, тогда он задержится в этой школе. Наставничество нам нужно возрождать. И наши педагоги, ветераны педагогического труда, будут востребованы как тренеры-преподаватели молодых педагогов. Возрождение методической службы на местах и развитие института наставничества в школах будут, несомненно, способствовать росту качества образования в аспекте национальной системы учительского роста».

В рамках конференции была осуществлена работа четырех секций, участники которых были объединены по предметным областям: филология, общественные науки и иностранные языки; естественнонаучные предметы, математика и информатика; начальные классы; руководители образовательных организаций.

Участниками секций были рассмотрены основные проблемные вопросы:

  1. Эффективное использование результатов национально-региональных оценочных процедур с целью управления качеством образования в регионе.
  2. Современные технологии, методы оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся на уровне общего образования, в том числе обучающихся с ОВЗ.
  3. Развитие и эффективное функционирование систем внутришкольной оценки качества образования.

О работе участников секций в рамках подведения итогов конференции выступили модераторы:

Бадминова Н.Б., старший преподаватель кафедры управления и профессионального образования КРИПКРО: «В работе секции было приятно то, что руководителей школ не надо было ни в чем убеждать. Они все прекрасно понимают свою главную задачу, свою миссию как руководителя, управляющего процессом, нацеленного на повышение качества знаний, на совершенствование оценки качества образования, потому что качество знаний ребенка должно стать фундаментом его будущей успешности, адаптации в обществе и конкурентоспособности. В рамках заседания секции были представлены самые разные мнения в управлении качеством образования как в больших школах, так и поселковых, причем это не просто школы, а учреждения инновационного типа – это гимназии. В них наработан прекрасный опыт, причем в каждой гимназии свой подход, свои находки по вопросам сравнения результатов оценочных процедур и их использования с целью повышения качества образования. Мы послушали Галину Хулхачиевну Шанкиеву о том, как эта работа строится в маленькой школе, которая определена к группе малокомплектных школ, в которой работают всего 22 педагога, но, тем не менее, у нее богатая история в повышении результативности труда. И еще один аспект в работе секции был затронут – это оценка достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Пока хвалиться своими результатами мы не можем, но, по крайней мере, мы познакомились с тем, какие существуют критерии и требования к оценке уровня освоения образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Бадма-Горяева А.А., заместитель директора НОО МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.» г. Элисты: «На секции учителей начальных классов выступили 8 докладчиков. Работа была объемная. Я хочу отметить, что начальная школа уже реализует ФГОС с 2011 года, поэтому на сегодняшний день имеется богатый опыт по реализации стандарта. Сегодня мы рассматривали темы внутришкольного контроля, системы оценивания предметных и метапредметных результатов – все это делается как в сельской маленькой школе, так и городской большой школе. На сегодняшний день учителя начальных классов используют в оценивании результатов обучения, как бумажные формы, так и электронные. Работа секции прошла на хорошем методическом уровне».

Ашкинова Л.П., старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, литературы КРИПКРО, к.п.н.: «В работе секции приняли участие 26 человек, было 9 выступлений. Учителя выступили по темам оценки качества русского языка и литературы, английского языка, калмыцкого языка, истории, права и обществознания. Мы говорили о необходимости организации обучения на этнокультурной основе по учебнику культуры, о повышении качества подготовки учащихся по литературе, об активном использовании образовательных технологий на уроках. Работа протекала в эффективном русле, носила не только теоретический, но и дискуссионный характер».

Муева И.А., старший преподаватель кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин КРИПКРО: «В работе секции приняли участие 13 человек, состоялись 6 докладов и 2 мастер-класса. Хочу отметить, что, несмотря на разность предметов (а это география, биология, химия, информатика, математика и физика), на секции было оживленное обсуждение докладов, задавались вопросы, всем было интересно. Наибольший интерес вызвали доклады о применении технологии проблемного обучения при формировании УУД по органической химии Кирсановой В.М., учителя химии СОШ №21 г. Элисты, об аспектах деятельности в условиях реализации ФГОС ОО Арсеновой Ю.Б., учителя биологии Троицкой СОШ им. Г.К. Жукова Целинногог района, о применении программных средств в преподавании математики как способа повышения результативности и качества подготовки к ГИА Убушаевой К.С., учителя математики Русской национальной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского г. Элисты. Также хочу отметить, что было приятно видеть молодых наших коллег, которые профессионально представили свой опыт работы».

Проект общей резолюции работы конференции был оглашен Тепшиновой С.О., проректором по научно-методической работе КРИПКРО. В частности, ею было сказано: «Участниками конференции в ходе пленарной и секционной работы были высказаны следующие рекомендации: дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению объективности результатов оценочных процедур, укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечить обучение управленческих, педагогических кадров, в том числе преподавателей институтов по вопросам педагогических измерений и обеспечения объективности результатов оценочных процедур, внедрить в практику работы стажировку руководителей и педагогов школ с очень низкими результатами обучения на базе успешных школ с условием заключения договоров о сотрудничестве, способствовать организации сетевого обучения, педагогам активно внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии и методы, способствующие развитию индивидуальной образовательной траектории обучающихся, муниципальным главам управления образования разработать комплекс мероприятий по совершенствованию модели муниципальной системы оценки качества образования, совершенствовать механизмы общественной экспертизы».

Общая резолюция участниками конференции была принята единогласно.

Фотофрагменты

Разделы

anketa3 e portfolio
teacher year dist
monitoring antiterror
erdniev obr pro
vosh news
postijenie pelikan

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo